Что такое Steam
Steam в представлении нейросети

Все любители компьютерных игр хотя бы раз слышали о Steam. Глобальная площадка с тысячами игр, которые можно покупать в личном кабинете и отсюда же запускать на ПК — как от такого отказаться? Нельзя сказать, что Стим сделала революцию, но её появление точно повлияло на индустрию и позволило защитникам авторских прав одержать новую победу над интернет-пиратством. О том, как всё это создавалось, как действует сегодня и какое будущее ждёт сервис, как раз и поговорим далее.

Что такое Steam

Итак, Steam — это онлайн-сервис, который создан для распространения ПО и игр под разные платформы. Сделала его компания Valve, давно известная в индустрии благодаря культовым Half Life, Counter-Strike, Portal и другим игровым сериям.

Если говорить проще, это электронная площадка для покупки и продажи разных игр, в первую очередь компьютерных. Хотя здесь можно встретить контент и для портативных устройств, таких как смартфоны и планшеты, на Андроид и iOS. И это несмотря на то, что в этой ниже уже есть крупные магазины, у которых сложно отобрать аудиторию.

Здесь же продаются разные небольшие программы, но этот раздел пока развивается. Дело в том, что крупные издатели уже давно предлагают собственные сервисы для распространения софта, и к ним все привыкли. Поэтому сложно адаптировать себя заново и покупать ПО где-то в других местах. Но разработчики стараются сделать так, чтобы брать всё из общей учётной записи, оказалось удобнее.

Как это работает?

Чтобы войти в Steam, всё, что вам потребуется — личный профиль, создающийся буквально за 5 минут.

Для начала перейдите на официальный сайт и пройдите регистрацию. Здесь не спрашивают что-то особенное, всё те же электронная почта и пароль. Дополнительно укажите страну проживания, это необходимо для системы оплаты, которая должна предоставлять вам актуальные цены в подходящей валюте.

Далее останется поставить галочку для согласия с условиями лицензии, а также для подтверждения, что вам больше 13 лет. Для пользователей младше этого возраста контент, предлагаемый на Стим, не рекомендуется. И это справедливое ограничение, потому что иногда контент в играх бывает неприятным или даже шокирующим. Тем более, никто не может распространять контент для взрослых без упоминания о возрастных ограничениях, в интернете тоже соблюдается закон.

После останется придумать ник, а успешно пройдя регистрацию, вход в аккаунт осуществляется по логину и паролю. Недавно ввели возможность входа по QR-коду, если для мобильных игр у вас скачано специальное приложение — оно бесплатно распространяется во всех популярных магазинах.

Далее вы попадёте в большой каталог, где на момент написания материала насчитывается не менее 50 тысяч проектов. Выбирайте, что больше понравится, читайте отзывы, смотрите трейлеры и скриншоты, а потом покупайте, предварительно привязав карту к аккаунту. Всё появится в личном кабинете сразу после оплаты, а вам останется лишь запустить установку.

Стоит сразу оговориться, что на сайте доступен для скачивания бесплатный клиент, который позволит управлять аккаунтом не через сайт, а через специальное приложение на рабочем столе. С ним легче пользоваться всеми функциями, что доступны и на официальном сайте. А их интерфейс отличается незначительно.

Клиент устанавливается быстро, и в нём необходимо лишь авторизоваться. После останется дождаться установки игры, длительность этого процесса будет зависеть от скорости вашего интернета, возможностей ПК и веса самого файла, ведь нередко здесь скачиваются десятки гигабайт.

Запускайте игру через иконку на рабочем столе или прямо через приложение, нажимая кнопку «Играть». В целом, процесс несложный, и это одна из многих причин, из-за чего Стим считают самым удобным менеджером, а другие стараются создать не просто что-то подобное, а даже с похожим интерфейсом.

Как создавался Steam

Немного исторической справки не повредит. Стим изначально не задумывался для продажи чего-либо, ведь появился он 20 лет назад, в 2003, и тогда о распространении цифровых копий речи почти не шло. Да, делать что-то подобное пробовали ещё в 80-х, а в 90-х передача игр встречалась на японских консолях, но ничего глобального.

Настоящее развитие в игровой индустрии цифровая дистрибуция начала получать только в 2001 году, благодаря компании Stardock. Её основным конкурентом и стал Стим.

Изначально Стим был нужен для обновления Counter-Strike и, впоследствии, других продуктов того же издателя. Дополнительно здесь обещали предоставить поиск лучших серверов, так как CS многопользовательская, чат с игроками, а также интересные специальные предложения от Валв.

Тогда он был не очень удобен и требовал постоянного подключения компьютера к интернету, что в начале 2000-х было не так легко себе позволить. Так что старт получился немного смазанным.

Всё изменилось в 2004, когда выпустили Half Life 2. Тогда её регистрация в Steam была обязательной, даже если та приобретена на диске. Так все начали привыкать, что ключи лицензии комфортнее хранить в интернете, а не на наклейках внутри коробок с дисками.

Уже в 2005 было решено продавать и сторонние проекты. Первопроходцами оказались файтинг Ragdoll Kung Fu и сюжетная стратегия Darwinia, которые можно отыскать и сегодня.

С этого момента библиотека ежегодно увеличивалась, а поиск в ней становился только комфортнее.

В 2011 запустили раздел для создателей модов, который за десять лет существования очень хорошо развился, сохраняя популярность и сейчас. Это помогает любителям модов не только заниматься творчеством, но и безопасно скачивать подобные дополнения, не занимаясь их поисками по сомнительным сайтам.

В 2012 ввели Steam Greenlight, где участники голосовали за инди, которому стоило дать доступ к продажам. Казалось бы, идея отличная и позволит защитить пользователей от некачественного контента. Но она не сработала, так как мошенники нашли новые пути выхода на площадку, поэтому введение Greenlight было признано ошибочным.

А вот запущенная в этом же году торговая площадка для покупок и продаж внутриигрового контента, например, оружия, ресурсов, снаряжения и другого оказалась очень кстати.

В 2013 десктопный клиент сделали не только под Windows, но и под Linux и MacOS, а в 2014 его интерфейс впервые глобально обновили. И до недавнего времени он так и выглядел, как в 2014.

2016 стал годом расцвета VR, а 2017 — инди, в этом время Greenlight заменили на Steam Direct, который оказался не сильно лучше.

В 2018 на горизонте замаячил новый конкурент, Epic Games Store, создатели которого давно критиковали владельцев Стима. В первую очередь, за «несправедливое распределение доходов с продаж между платформой и разработчиками». Но так как новичок связался с крупной рыбой, такие нападки не принесли ущерба Стиму, а скорее привлекли внимание к Epic Games Store. И в этом, скорее всего, и был смысл. Хотя компании не нужна дополнительная реклама после выпуска нашумевшей Fortnite. Сейчас это противостояние только развивается.

Чем запомнится 2023 год? Да хотя бы обновлением клиента для ПК, который не менял внешний вид с 2014. Новая версия находится на стадии бета-тестирования, но нет сомнений, что она таковой и останется, а значительных изменений не будет. Интерфейс стал удобнее, отзывчивее, видна проработка отображения чатов, раздела со скриншотами, блоков с описаниями и т. д. В целом, пока всё выглядит неплохо.

Интересной деталью обновления стали заметки, которые можно разместить на экране при прохождении, чтобы не забывать задания, состав инвентаря, подсказки к головоломкам. Даже держать рядом блокнот не обязательно.

Чем полезен и интересен Стим

На самом деле, этот сервис полезен не только любителям видеоигр, но и их создателям, так как, в первую очередь, здесь можно не волноваться о сохранности авторских прав. Конечно, пиратство это вряд ли искоренит, ведь сообщество борцов за свободу контента очень велико. Но пока всё больше людей видят комфорт в цифровых площадках, избавляющих от лишних заморочек и необходимости бродить по всему интернету в поисках чего-то интересного, тратя на это много времени и сил. Тем более с риском подхватить впридачу и вредоносное ПО. Платить пока кажется выгоднее, чем тратить силы.

Дополнительное удобство состоит и в том, что никто не заставляет вас отказываться от физических носителей, вроде дисков. Введите регистрационный номер, и всё моментально появится в вашей библиотеке. Ведь вы уже заплатили деньги, а значит ничто не запретит вам пользоваться честной покупкой.

Кстати, о физических носителях. Некоторые разработчики положительно оценили тот факт, что теперь можно сэкономить на выпуске дисков, и тем самым снизить её стоимость. Один из ярких примеров на момент написания материала — триллер Alan Wake 2, который не выйдет на дисках, разве что коллекционных изданиях с интересными дополнениями для фанатов.

Цифровой ключ доступа можно приобретать и в подарок кому-то, ведь тот можно передавать как угодно. У вас есть возможность и отдавать ключи доступа, если у вас случайно оказались повторные в игровом наборе. То есть вы никак не ограничены в распространении ваших приобретений, и всё ещё свободно распоряжаетесь ими, как если бы у вас был диск.

Интересна и такая особенность. Так как доступ к контенту полностью передаётся вам, его можно размещать на любых ПК. Переезжая на другой компьютер, вам потребуется лишь скачать тот же самый клиент Стима с официального сайта, ввести логин и пароль, после чего всё можно установить и на новом ПК. Так, у у вас есть возможность разделить один аккаунт с кем-нибудь и пользоваться им на двух и более ПК. Но только не одновременно, для совместного доступа всё же пригодятся разные учётные записи. Однако, учитывая, как быстро они создаются, трудностей с этим обычно ни у кого не возникает.

Отслеживайте скидки, в том числе праздничные и сезонные, делайте предзаказы, чтобы получать эксклюзивные бонусы вроде крутого оружия или нарядов для персонажей. Оформляйте возврат, если что-то не понравилось, правило «14 суток» действует и в интернете.

Просматривайте, что у вас уже есть, держите желаемое в избранном, отслеживайте, сколько часов вы наиграли, какие достижения открыли. Общайтесь, обменивайтесь предметами, пишите рецензии, улучшайте систему фильтров — полезных занятий можно найти массу.

Отсюда даже можно быстро собраться на многопользовательском сервере, а также связаться с остальными участниками с помощью встроенного чата, обычного или голосового. Последний довольно удобен, поэтому нет необходимости звонить друзьям по Skype, как это делалось раньше.

Творческим людям точно понравится раздел с модами, где всегда есть возможность опубликовать свои. Так можно поделиться своими идеями, получить похвалы и критику, обрести популярность, а заодно вдохновиться чужим творчеством.

Стоит обратить внимание и на то, что вам разрешено создавать сколько угодно учётных записей и пользоваться ими, например, для личных библиотек под отдельные жанры.

Какие игры представлены

Так как большинство разработчиков всё же представлены здесь, вы найдёте буквально всё — шутеры, ужасы, головоломки, приключения, гонки, платформеры, стратегии и многое другое. Какими бы ни были ваши интересы, вы наверняка отыщете что-то по душе.

Если не знаете, с чего начать, каждый год подводятся итоги продаж, благодаря чему вы узнаете больше о том, что особенно популярно. Например, в 2022 чаще скачивали шутеры, но также приглянулись хорроры, симуляторы выживания, приключения, экономические и спортивные симуляторы. Инди-разработчики вышли на массовую аудиторию, например, создатели Stray — апокалиптичной головоломки и рыжим котом в качестве главного героя.

Для удобства поиска, контент делится на категории по жанрам, тематикам, типам, динамике, популярности у игроков и т. д. Предусмотрен поиск даже по небольшим деталям, например, полу главного героя, стилю графики, эмоциональному посылу, виду камеры, стилю сюжета, механикам и т. д. Метки выставляют издатели, но куда важнее будут метки участников.

Важно отметить, что несмотря на пользу крупных представителей индустрии, прежде всего он очень помог инди-разработчикам. Ведь есть те, кто делают небольшие, но очень интересные проекты, и хотят найти свою аудиторию, но не понимают, как и где это делать. С приходом Стима появилось больше шансов быть увиденными, и это хороший толчок для развития творчества. А мы благодаря этому встречаем действительно удивительные и уникальные идеи настоящих талантов.

Недостатки площадки

Мы говорили о преимуществах, но стоит упомянуть и некоторые недостатки, чтобы у вас сложилось полное впечатление. Тем более что есть проблемы, которые существуют настолько давно, что уже стали мемами.

В первую очередь, монополия. Нельзя сказать, что это совсем плохо, но создатели других цифровых платформ признаются, что составить конкуренцию почти невозможно. Бренд сильно раскручен и занял минимум 70% рынка, почему и кажется единственным достойным игроком. Да и издатели получают не менее 25% заработка именно через Стим, а четверть — это немало.

Но если рынок цифровой дистрибуции контролирует кто-то один, кто практически не имеет конкурентов, со временем сервис рискует начать диктовать условия участникам сообщества и разработчикам. И ни у кого не будет возможности отказаться, так как первые не захотят расставаться с любимым способом времяпрепровождения, а другие не позволят себе потерять единственный путь к потребителю.

Используя большое влияние, можно кому-то давать все возможности, а кого-то — их лишать по самым разным причинам, а ещё манипулировать аккаунтами, блокируя и разблокируя их в любой удобный момент. Всё это лишь риски, а не факт, но их стоит учитывать.

Кстати, именно монополия позволяет Steam брать немалый процент с продаж у издателей, поэтому некоторые из них даже ушли, объявив бойкот. Но дело, конечно, не только в несправедливости, но и в том что компании пытаются развивать свои аналоги Стима. Хотя и без особенного энтузиазма, так не хочется вкладывать силы в то, что едва ли выстрелит.

Требует доработки и система отзывов. Участники сообщества пишут рекомендации и отзывы, выставляют метки из предложенного списка, и всё это должно помогать другим искать идеально подходящий контент. Но, как и везде, отзывы не всегда касаются самого продукта, а выставляют положительные и отрицательные оценки и за то, что никак не относится к его содержанию.

А выставление меток — процесс ещё более субъективный и сложный. Чтобы сделать поиск точнее, их добавили слишком много. Из-за этого участники начали путаться, и теперь система меток точно не работает, как должна. Она явно требует доработки, кто-то должен переосмыслить метки и сделать их более точными и ёмкими, иначе пользователи так и будут узнавать о новинках где угодно, но не в рекомендациях. А опыт музыкальных и кино сервисов показывает, насколько это важно.

Также игроки обращают внимание, что нише инди необходимы улучшения контроля качества. Ведь бывает и так, что игры мотивируют скачивать обманом, скрывая там дополнительное ПО, например, для майнинга. Причём если раньше за инди голосовали люди, то сегодня достаточно заплатить символическую сумму, чтобы начать продаваться.

Есть проблемы и с системой раннего доступа. Иногда разработчики распространяют абстрактную демку за небольшую сумму, а сборы обещают отдать на развитие полноценного проекта, приправляя всё это красивыми описаниями о глубокой идее и уникальном геймплее. Но, после сбора денег, всё моментально забрасывается. Такого быть не должно.

Стоит сказать и о службе поддержки. За 20 лет достучаться до специалистов поддержки не стало легче, а их помощь далеко не всегда так эффективна, как хотелось бы.

Всё это — те самые направления, над которыми требуется поработать.

Что дальше?

Valve не сильно распространяются насчёт своих планов на будущее, и неохотно комментируют, как планируют расширяться. Но первое глобальное обновление интерфейса за почти 10 лет станет хорошим шагом к улучшению и начинки, тем более что работать есть над чем.

Некоторые представители индустрии считают, что подобные платформы перейдут на подписки, как музыкальные сервисы, и это вернёт крупных издателей. Но пока ни одна компания не комментировала что-то подобное.

Если же говорить о других продуктах, Valve заинтересованы игровыми консолями и технологией VR. Поэтому сейчас ведётся улучшение Steam Deck, портативной приставки, выпущенной в 2019 году, а также разрабатывается новый шлем виртуальной реальности. Это направление считается очень перспективным.

Дополнительно от Valve, конечно, ждут новых игровых проектов. И пусть Half Life 3 уже стала олицетворением чего-то невозможного, работа в этом направлении однозначно ведётся, что подтверждают ключевые лица компании.

Подведение итогов

Этой небольшой базы хватит, чтобы разобраться, как создавался Steam, как используется, чем хорош, а чем — вреден. И несмотря на недостатки, все преимущества, а также отсутствие аналогов, наверняка ещё долго позволят Стиму сохранять известность. Ведь как комфортный менеджер, с которым можно совершать покупки, контролировать их, видеть свой игровой прогресс и иногда общаться, он отлично справляется со своими задачами.

А то, куда эта система в итоге придёт, как сработает её роль монополиста, как сложатся отношения с крупными издателями и насколько успешны будут улучшения, покажет время.

Наверх